Олимпиада по музыке 7 класс, задания с ответами

Предметом рассмотрения на уроках музыки в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.

Для школьников олимпиада по музыке — это отличная возможность систематизации изученного материала. Предложенные задания помогут подготовиться к такой олимпиаде. Учащимся предлагается справиться с десятью тестовыми заданиями и развернуто ответить на 5 открытых вопросов.

Тестовые задания

1. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра
А) Арфа;
Б) Гитара;
В) Контрабас;
Г) Литавры

2. Назовите инструмент, не входящий в состав эстрадного оркестра
А) Гитара;
В) Саксофон;
В) Контрабас;
Г) Ударная установка.

3. Назовите главный жанр в творчестве Ф. Шуберта
А) Балет;
Б) Песня;
В) Опера.
Г) Вальс

4. Определите музыкальный образ произведения Д. Шостаковича «Симфония №7» (Блокадная)
А) Героический;
Б) Драматический
В) Лирический.
Г) Комический

5. На сюжет какого произведения И.В.Гёте  Франц  Шуберт  написал музыку?
А) «Горные вершины»;
Б)  «Лесной царь»;
В) «Эгмонт».
Г) «Фауст»

6. Для какого композитора наиболее характерным считается полифонический стиль?
А) И.С. Бах;
Б) Л.В. Бетховен;
В) В.А. Моцарт.
Г) Ф. Шопен

7. Что является единым стержнем музыки и литературы?
А) слово
Б) интонация
В) напев
Г) припев

8. Кто из композиторов не входил в «Могучую кучку»?
А) М.П. Мусоргский,
Б) А.П. Бородин,
В) Н.А. Римский-Корсаков,
Г) П.И. Чайковский.

9. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев
А) Ария;
Б) Ариэтта;
В) Монолог;
Г) Речитатив.

10. Вокальная баллада это  —
А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.
Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века.
В) Песня, которая имеет свободное  развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Этот композитор — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Его часто называют последним представителем «венской классической школы». Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.  Его творчество  оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Назовите этого композитора. Что вы знаете о нем?

Вопрос 2
К оформлению и оркестровкам музыкального наследия этого композитора приложил значительные усилия Римский-Корсаков и именно в его оркестровках мы чаще всего слышим произведения этого композитора. Одно из самых известных таких произведений «Ночь на Лысой горе». Кто этот композитор? Как его можно охарактеризовать?

Вопрос 3
Этот струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известен с первой половины XVI века. Он имеет такое же строение, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Что это за инструмент? Какова его история создания?

Вопрос 4
Это явление не только стало одной из фундаментальных основ музыки, но и присуще человеку как живому организму. Это проявляется в восприятии пространства и времени, а также в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. О чем идет речь? Что вы можете рассказать об этом явлении.

Вопрос 5
Это понятие применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада, музыкального стиля, индивидуально специфического воплощения звуковысотности или же характерной аккордики. Что это за понятие и какова его суть?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б Г Г В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
Людвиг ван Бетховен. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. .

Ответ на вопрос 2:

Модест Петрович Мусоргский. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (например, в многочисленных модализмах) и ритмике (например, в использовании сложных, «неквадратных» метров); наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Ответ на вопрос 3:
Кларнет. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе.

Ответ на вопрос 4:

Это ритм. А в контексте музыки — музыкальный ритм. Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Числовые отношения длительностей и пауз в музыке могут быть как кратными (соседние длительности в заданном ряду длительностей выражаются отношениями 1:2, 1:3 и т.д.), так и некратными (1:1,5), и даже нестрого закреплёнными, «иррациональными». Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т.п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.

Ответ на вопрос 5:

Речь идет о музыкальной гармонии. Сущность музыкальной гармонии — проекция философско-эстетического понятия гармонии на область звуковых явлений. Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией».роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

Другие классы

Поделись с коллегами: